Скорость чтения в 1. Ребенок читает медленно: что делать? Что такое техника чтения. Критерии оценок

Подписаться
Вступай в сообщество «vityazevo-pizz-and-roll.ru»!
ВКонтакте:

В работе подобраны тексты для диагностики и проверки техники чтения в 1-3 классе по четвертям, а также приведены нормы техники чтения по классам и оценивание учащихся.В 1 классе 2 текста по полугодиям;Во 2 классе — 5 текстов;В 3 классе — 5 текстов.Норма техники чтения в начальной школе 1 класс. 2 четверть: меньше 10 слов — «2», 10-15 слов — «3», 16-20 слов «4», больше 20 слов — «5».3 четверть: меньше 20 слов «2», 20-25 слов «3», 26-35 слов «4», больше 35 слов «5».4 четверть: меньше 25слов «2», 25-30 слов «3», 31-40 слов «4», больше 40 слов «5».2 класс 1 четверть: меньше 25 слов «2», 25-34 слов «3», 35 — 45 слов «4», больше 45 слов «5».2 четверть: меньше 25 слов — «2», 25-39 слов — «3», 40 — 55 слов «4», больше 55 слов — «5».3 четверть: меньше 35 слов «2», 35-49 слов «3», 50-65 слов «4», больше 65 слов «5».4 четверть: меньше 40 слов «2», 40-54 слова «3», 55-70 слов «4», больше 70 слов «5».3 класс 1 четверть: меньше 40 слов «2», 40-54 слова «3», 55 — 70 слов «4», больше 70 слов «5».2 четверть: меньше 45 слов — «2», 45-59 слов — «3», 60 — 75 слов «4», больше 75 слов — «5».3 четверть: меньше 55 слов «2», 55-69 слов «3», 70-85 слов «4», больше 85 слов «5».4 четверть: меньше 60слов «2», 60-74 слова «3», 75-90 слов «4», больше 90 слов «5».4 класс 1 четверть: меньше 65 слов «2», 65-74 слов «3», 75 -90 слов «4», больше 90 слов «5».2 четверть: меньше 70 слов — «2», 70-84 слов — «3», 85 -100 слов «4», больше 100 слов — «5».3 четверть: меньше 80 слов «2», 80 — 94 слов «3», 95-110 слов «4», больше 110 слов «5».4 четверть: меньше 90 слов «2», 90-104 слова «3», 105-120 слов «4», больше 120 слов «5».Текст для диагностики техники чтения в 1 классе 1 полугодие Кто кем работает. Папа Димы работает на заводе. Он конструктор. Мама Лизы – доктор. Папа Светы – мастер. У Виталика и Славы папы — водолазы. Они ведут подводные работы на дне реки. Брат Виктора – музыкант. Сестра Павлика моет полы. Папа Веры работает сталеваром.Все работы трудны.Вырастут дети и станут кто кем. Слава станет строителем. Лиза знает много сказок. Она станет библиотекарем. Вера – поваром. Она варит суп и моет посуду. Борис знает буквы. Он станет писателем. Виктор – слесарем. Он сделал самокат. Светлана – историком. А Павлик полетит на Марс. Он станет космонавтом. Виталик – водолазом. Он плавает в реке. Денис станет садовником.А кот Барсик вырастет и будет умным котом. 102 словаТекст для диагностики техники чтения в 1 классе 2 полугодие Зеркальце Девочка потеряла на лужайке зеркальце. Скакал мимо заяц.— Ой, — заверещал он, — мой портрет!Спрыгнула с дерева белочка, поглядела в зеркальце и пискнула:— Это мой портрет!
Спешил по делам ёжик.Взглянул искоса в зеркальце и хмыкнул:— Это мой портрет!
Пролетала ворона.— Карр! — крикнула она. — Мой портрет!
На шум прибежала лиса.— Ах, — пропела она, — какой красивый мой портрет!
Притопал медведь. Глянул и заревел:— Мой портрет и больше ничей!Унёс зеркальце к себе в берлогу и повесил на стену.Пришёл к нему в гости волк. Заглянул в зеркальце и удивился:— Эй, медведь, ты зачем мой портрет в своей берлоге повесил? 98 слов Текст для диагностики техники чтения № 1 (входной) во 2 классе Доверчивый бельчонок. Ярко-рыжий бельчонок мелькнул в густой зелени ели, замер на суку, глядя на меня. Я подошёл поближе к дереву. И бельчонок перебрался на сучок, растущий пониже.Во всей его позе не было ни страха, ни даже настороженности. Этот бельчонок был очень любопытен и доверчив. Ведь маленькие бельчата не понимают, где может таиться опасность, не знают ещё своих врагов. Им всё интересно в этом огромном мире.Я смотрел на бельчонка и думал о том, как хорошо было бы, если бы у белок и других симпатичных зверюшек на всю жизнь оставалось только любопытство и доверие к человеку. И чтоб человек никогда не обманывал их доверия. 105 словТекст для диагностики техники чтения № 2 во 2 классе Пчёлки. Вот проснулась пчёлка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг. Выглянули они в окошечко - разведать, ушёл ли снег, и лёд, и холодный северный ветер?Видят пчёлки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло. Выбрались они из улья и полетели к яблоньке:- Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчёлок? Мы целую зиму голодали!- Нет, - говорит яблонька, - вы прилетели слишком рано, мои цветы ещё спрятаны в почках.Полетели пчёлки к тюльпану, заглянули в его пёструю головку. Но не было в ней ни запаху, ни мёду.Печальные и голодные пчёлки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный тёмно-синий цветок, это была фиалочка. Она открыла пчёлкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчёлки и полетели домой - веселёшеньки. 128 словТекст для диагностики техники чтения № 3 во 2 классе …. В этот день на улице, как говориться, царило большое оживление. Все мальчики и девочки, и большие и маленькие, как по команде, высыпали на улицу и шагали в школу. Они шли и по одному, и по двое, и даже целыми группами по нескольку человек. Кто шел не спеша, вроде меня, кто мчался стремглав как на пожар. Малыши тащили цветы, чтобы украсить класс. Девчонки визжали. И ребята тоже некоторые визжали и смеялись. Всем было весело. И мне было весело… Мне казалось, будто я путешественник, который когда-то давно уехал в далекое путешествие, а теперь возвращается обратно домой и вот-вот скоро уже увидит родные берега и знакомые лица родных и друзей.Но все-таки мне было не совсем весело, так как я знал, что не встречу среди старых школьных друзей Федю Рыбкина — моего лучшего друга, с которым мы в прошлом году сидели за одной партой. Он недавно уехал со своими родителями из нашего города, и теперь уж никто не знает, увидимся мы с ним когда-нибудь или нет… 162 слова162 словаТекст для диагностики техники чтения № 4 во 2 классе Н. Н. Носов. Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос .. .Однажды Винтик и Шпунтик задумали соорудить пылесос для уборки помещения… Трудились они целый день и целую ночь, и только наутро пылесос был готов.Все ещё спали. Но Винтику и Шпунтику очень хотелось проверить, как работает пылесос.«Сначала почистим ковёр в спальне», — предложил Шпунтик. Он включил пылесос, и пыль с ковра так и полетела в трубу.Поток воздуха был так силён, что в трубу засосало чулки Растеряйки, которые случайно валялись у него под кроватью.Потом сдуло со стола ручные часы доктора Пилюлькина и тоже засосало в трубу. Винтик и Шпунтик ничего не заметили.Под столом стоял ящик с красками художника Тюбика. После того как Винтик почистил пыль под столом, количество красок в ящике значительно поуменьшилось.«А теперь попробуем чистить одежду», — сказал Винтик и начал чистить пиджак Торопыжки. Пыль из пиджака так и полетела в трубу, а вместе с пылью и пуговицы.Потом они стали чистить штанишки Пончика. А у Пончика в карманах всегда лежали конфеты. Пылесос был такой мощный, что высосал из кармана конфеты… 163 словаТекст для диагностики техники чтения № 5 (итоговый) во 2 классе Н. Н. Носов. Приключения Незнайки И его друзей … В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в чёрный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора.В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Он всегда ходил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточкой. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком; жил Сахарин Сахариныч Сиропчик, который прославился тем, что очень любил газированную воду с сиропом. Он был очень вежливый. Ему нравилось, когда его называли по имени и отчеству, и не нравилось, когда кто-нибудь называл его просто Сиропчиком. Жил ещё в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька, и ещё было ружьё, которое стреляло пробками. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата — Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш, по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал… 238 словТекст для диагностики техники чтения № 1 (входной) в 3 классе Переполох в игрушечном городе По улице игрушечного города мчался Тигр. Игрушки испугались и стали прятаться кто куда. Курица три раза падала в обморок, пока собрала и спрятала всех цыплят. Только куклы, Ляля Голубая и Ляля Розовая, не испугались. Как сидели на скамеечке, так и сидят. Ванька — Встанька от удивления забыл спрятаться. Не думал он, что Ляли такие храбрые. Тигра не испугались! На всякий случай подошел ближе к куклам: тигр все-таки. Вдруг понадобиться защита. Тигр на бегу задел его хвостом. Ванька — Встанька упасть не упал, но долго качался из стороны в сторону. Тигр подскочил к скамейке, где смеялись Ляли. И как зарычит:— Ррр! Отдавайте мой бант! Зачем бррали без спрросу?— Забирай свой бант, он мне не нужен вовсе! – сказала Ляля Розовая, доставая из кармашка зеленую ленточку. – Еще хвастался: я, мол самый добрый Тигр на свете. Жадина!— Рразве мне жалко? – сказал Тигр. – Да только когда я без банта, все меня боятся, никто со мной не играет. Ррр! Тигр повязал бант себе на шею и не спеша пошел по улице. Потихонечку отовсюду начали высовываться игрушки. 173 слова (Т. Александрова)Текст для диагностики техники чтения № 2 в 3 классе Беспризорная кошка. Я жил на берегу моря и ловил рыбу. У меня была лодка, сетки и разные удочки. Перед домом стояла будка, и на цепи огромный пёс. Мохнатый, весь в чёрных пятнах, — Рябка. Он стерёг дом. Кормил я его рыбой. Я работал с мальчиком и кругом на три версты никого не было. Рябка так привык, что мы с ним разговаривали, и очень простое он понимал. Спросишь его: «Рябка, где Володя?» Рябка хвостом завиляет и повернёт морду, куда Володька ушёл. Воздух носом тянет, и всегда верно. Бывало, придёшь с моря ни с чем, а Рябка ждёт рыбы. Вытянется на цепи, подвизгивает.Обернёшься к нему и скажешь сердито:— Плохи наши дела, Рябка! Вот как…Он вздохнёт, ляжет и положит на лапы голову. Уж и не просит, понимает.Когда я надолго уезжал в море, я всегда Рябку трепал по спине и уговаривал, чтобы хорошо стерёг. И вот хочу отойти от него, а он встанет на задние лапы, натянет цепь и обхватит меня лапами. Да так крепко — не пускает. Не хочет долго один оставаться: и скучно и голодно.Хорошая была собака! (Б. Житков) Текст для диагностики техники чтения № 3 в 3 классе Серебряное копытце Жил на заводе один старик - Кокованя. Семьи у Коковани не было, он и придумал взять в дети сиротку. Люди подсказали ему, что недавно осиротела семья Григория Потопаева. Одну девчоночку шести лет никто не взял. Плохое житьё у нее.- И то правда, - отвечает Кокованя. - Уговорю как-нибудь. В праздничный день пришёл он к тем людям:- Это у вас Григорьева подарёнка?- Она самая.- Ты как узнал, что меня Дарёнкой зовут? - спрашивает девчушка.- Да так, - отвечает Кокованя, - само вышло.- Ты кто? - спрашивает Дарёнка.- Я, - говорит, - вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю, да всё увидеть не могу. Мне посмотреть охота, в котором месте он правой передней ножкой топнет.Видит девчоночка - старик весёлый да ласковый. Она и говорит:- Пойду. Только ты и кошку Мурёнку возьми: гляди, какая она хорошая!- Такую звонкую кошку не взять - дураком остаться. Вместо балалайки она у нас в избе будет.Кошка будто тоже понимает разговор. Трётся у ног-то да мурлычет: «Правильно придумал. Правильно».Вот и привёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая, носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает.Так и стали жить они вместе. У всякого своё дело было…Текст для диагностики техники чтения № 4 в 3 классе Золотой луг У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ним постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту. «Серёжа!» — позову я деловито, Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой!». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно, если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчик раскрывает свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветков, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали. (М. Пришвин)Текст для диагностики техники чтения № 5 в 3 классе Сумка почтальона Коля был добрый, но очень рассеянный мальчик. Он написал очень миленькое письмо к своей бабушке в Петербург: поздравлял её со светлым праздником, описывал свою деревенскую жизнь, чему учится, как проводит время, — словом, письмо было очень, очень миленькое; но только Коля вместо письма вложил в пакет пол-листа чистой бумаги, а письмо осталось лежать в книге, куда Коля его сунул. Пакет запечатан, адрес написан, почтовая марка приложена — пустой пол-листа бумаги отправился в Петербург поздравлять бабушку с праздником.Вёрст пятьсот проскакал Колин пакет, точно торопясь за каким-нибудь важным делом. Вот он и в Петербурге, а через несколько минут и в сумке почтальона, который бежит по улицам, звонит у подъездов и раздаёт письма по адресам.Он равнодушно разносил по домам радость и горе, смех и печаль, любовь и злобу, дружбу и ненависть, правду и ложь, важные известия и глупые, пустые фразы. Дошла, наконец, очередь и до Колиного письма: почтальон отдал его дворнику, дворник — горничной, горничная — старой бабушке, которая сидела у окошка и, смотря в четыре глаза, вязала чулки. Бабушка распечатала пакет, вынула пустой лист и смотрела на него с удивлением, не понимая, кто это так глупо подшутил над нею. (202 слова К. Ушинский)

Постоянные усовершенствования в системе образования "заставляют" детей с каждым годом развиваться все интенсивнее. Это, прежде всего, влияет на умение читать, писать и считать.

Чтение в 1-ом классе у малышей постоянно мониторится. Мониторинг проводится после каждой четверти. Так при поступлении маленький школьник должен преодолевать за минуту - всего 20 слов. Это количество допустимо для ребенка до конца первого семестра. В это время школьники, как правило, читают еще по буквам.
Далее, со второго полугодия, количество возрастает и составляет уже минимум 35 слов.

Критерии, на которые важно обращать внимание

Кроме скорости именно в первом классе пристальное внимание уделяется правильному произношению слов, а также ударению на слоги. Поэтому, занимаясь с ребенком, не забывайте следить за качеством произношения.
К концу года требования к первокласснику составляют до 45 слов и свободного чтения по слогам либо целыми словами.

Как быстрее привить чтение деткам

  1. читать нужно ежедневно.
  2. оптимальное время для чтения 15 минут.
  3. правильно подобранная литература поможет ребенку усидеть дольше.
  4. не забывайте проводить занятия в форме игры.

Советую ознакомиться.

Умение читать - один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в этот период и формируется темп чтения. Особенно тщательно техника чтения отслеживается в 1 классе. В этот период чтение выступает объектом усвоения.

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Но оказалось, что фактором номер один является скорость чтения. Действительно, ребенок, который не умеет хорошо читать, испытывает огромные трудности при выполнении любого вида работ, ему зачастую не интересно на уроках, он не усидчив, он не хочет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.
Как проверить технику чтения?
Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:

  • осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);
  • скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за определенный промежуток времени);
  • способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);
  • выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной интонации, верной постановке ударения);
  • правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот, допускает ошибки).

Так, скорость чтения представляет собой лишь отдельную составляющую техники чтения.
Одним из вопросов, интересующих родителей является: зачем проверять технику чтения у детей? Технику чтения в начальных классах нужно проверять обязательно. Делать это следует для того, чтобы следить за динамикой формирования навыка чтения - такова цель проверки техники чтения.

Нормы техники чтения в начальных классах по ФГОС (ориентировочно)

Техника чтения в 1 классе

В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.

1 полугодие

Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.

Темп чтения - 25-30 слов в минуту.

2 полугодие

Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.

Темп чтения - 30-40 слов в минуту.

Техника чтения в 1 классе по ФГОС

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

«Просто чудо!»

Более 20 слов

Более 40 слов

«Это здорово!»

16-20 слов

31-40 слов

«Замечательно»

10-15 слов

25-30 слов

«Эх, маловато»

Менее 10 слов

Менее 25 слов


Как тренировать технику чтения

Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр.

Вот некоторые из них:

Жужжащее чтение.

Ежедневное чтение на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение 5 минут.

Чтение перед сном.

Многократное чтение текста. Суть такого упражнения заключается в следующем: ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе. По истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово, до которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст орфографически. Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое (как говорим). И снова ребята примечают слово, до которого они дочитали и сравнивают с предыдущим результатом.

Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.

Вершки да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.

На доске записано много слов. Ребята должны найти то слово, которое назовет учитель.

Самозамер чтения. В конце урока оставлять несколько минут для того, чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный дневник.

Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке, которую будут держать «вверх ногами».

Техника чтения в начальной школе по ФГОС

Черепанова Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №121
Калининского района Санкт-Петербурга


Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в этот период и формируется темп чтения. Особенно тщательно техника чтения отслеживается в 1 классе. В этот период чтение выступает объектом усвоения.
По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Но оказалось, что фактором номер один является скорость чтения. Действительно, ребенок, который не умеет хорошо читать, испытывает огромные трудности при выполнении любого вида работ, ему зачастую не интересно на уроках, он не усидчив, он не хочет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения - это не столько удовольствие, сколько мука. Это прописная истина для каждого учителя. Однако, один из примеров, приведенных в книге В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению», показался мне наиболее ярким и убедит многих заняться совершенствованием техники чтения детей. Вот он. При обследовании одной из школ мы нашли ученика восьмого класса Васю Б., который имел скорость чтения всего 38 слов в минуту. Такую скорость обычно имеют ученики, обучающиеся в первом классе…В восьмом классе домашнее задание на один день в среднем составляет восемь страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 38. Получается приблизительно 170 минут, т. е. около трех часов необходимо Васе, чтобы один раз прочесть тексты домашних заданий. Но при такой низкой технике чтения, естественно, Вася за один раз не поймет то, что написано в учебнике. Ему необходимо минимум трижды прочитать тексты, а это уже девять часов; еще прибавим шесть часов, которые Вася провел в школе и получится 15 часовой рабочий день. Если прибавить еще затраты времени на письменные задания, то станет совершенно ясно, что 24 часов в сутки не хватит Васе, чтобы выполнить домашние задания. Вася, таким образом, обречен на неуспеваемость. Можете приглашать самых талантливых учителей, и, тем не менее, они ничем не смогут помочь.
Как проверить технику чтения?
Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:
  • осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);
  • скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за определенный промежуток времени);
  • способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);
  • выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной интонации, верной постановке ударения);
  • правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот, допускает ошибки).
Так, скорость чтения представляет собой лишь отдельную составляющую техники чтения.
Одним из вопросов, интересующих родителей является: зачем проверять технику чтения у детей? Технику чтения в начальных классах нужно проверять более двух раз в год. Делать это следует для того, чтобы следить за динамикой формирования навыка чтения — такова цель проверки техники чтения.
Как выбрать текст для проверки техники чтения?
  • Для проверки техники чтения, подбираются специальные тексты, согласно рекомендациям методистов. Текст должен быть незнаком ребенку, но понятен. Предложения должны быть короткими, без каких-либо усложняющих конструкций или знаков.
  • Лучше, если текст для проверки чтения будет без иллюстраций и диалогов, чтобы дети во время чтения не отвлекались.
  • Текст должен быть размещен на одной странице.
Перед началом проверки следует настроить ребенка на спокойное чтение, чтобы он не волновался и не переживал. Во время чтения текста, нельзя прерывать ребенка, исправлять ошибки. После завершения чтения, нужно вернуться к тем словам, которые вызвали затруднение или были прочитаны неправильно и попросить ребенка снова их прочитать. В процессе чтения первоклассник должен следить по тексту пальцем, чтобы не потерять строчку.
Для проверки осознанности чтения, необходимо задать несколько вопросов по тексту.
Если ребенок переволновался и во время проверки часто запинается, голос его срывается, то следует перенести проверку техники чтения на другое время и организовать проверку в форме игры.
Нормы техники чтения в начальных классах по ФГОС (ориентировочно)
  • Техника чтения в 1 классе
В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.
1 полугодие
Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.
Темп чтения — 25-30 слов в минуту.
2 полугодие
Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.
Темп чтения — 30-40 слов в минуту.
  • Техника чтения во 2 классе
1 полугодие
Чтение правильное, осознанное, целыми словами. Соблюдается логическое ударение.
Темп чтения — 40-50 слов в минуту.
2 полугодие
Осмысленное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз, интонаций и логических ударений.
Темп чтения — 50-60 слов в минуту.
  • Техника чтения в 3 классе
1 полугодие

Темп чтения — 60-70 слов в минуту.
2 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.
Темп чтения — 70-80 слов в минуту.
  • Техника чтения в 4 классе
1 полугодие

Темп чтения — 80-90 слов в минуту.
2 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему.
Темп чтения — 100-120 слов в минуту.
Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС
Какие ставить оценки за технику чтения?
Техника чтения в 1 классе по ФГОС
Техника чтения во 2 классе по ФГОС Техника чтения в 3 классе по ФГОС Техника чтения в 4 классе по ФГОС Как тренировать технику чтения
Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр.
Вот некоторые из них:
  • Жужжащее чтение.
  • Ежедневное чтение на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение 5 минут.
  • Чтение перед сном.
  • Многократное чтение текста. Суть такого упражнения заключается в следующем: ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе. По истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово, до которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст орфографически. Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое (как говорим). И снова ребята примечают слово, до которого они дочитали и сравнивают с предыдущим результатом.
  • Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.
  • Вершки да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
  • На доске записано много слов. Ребята должны найти то слово, которое назовет учитель.
  • Самозамер чтения. В конце урока оставлять несколько минут для того, чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный дневник.
  • Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке, которую будут держать «вверх ногами».
Работа по развитию техники чтения в начальной школе крайне важна. Ведь именно беглое и осмысленное чтение активизирует процессы мышления, внимания, памяти и является залогом успешного учебного процесса.
Тексты для проверки в первом полугодии 1 классе
Текст №1. «Апрель».
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу упали.
(31 слово)
Текст №2. «Дедушка».
Мальчики Миша и Сережа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.
(23 слова)
Текст №3 «Галка».
Галку и ворону различить совсем не трудно. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост.
(38 слов)
Тексты для проверки во втором полугодии 1 класса
Текст №1 «Сторож»
У домашней утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку водить к реке утят. Вот собака важно идет к реке. Утята спешат за ней. Утята ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко охраняет утят.
(42 слова)
Текст №2 «Мурзик»
Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Рядом села ворона. Мурзик прыгнул ей на спину. Он вцепился когтями в перья и замер. Ворона испугалась. Она полетела над деревней. Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег.
(40 слов)
Текст №3 «Осинки»
В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно. Они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.
(43 слова)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vityazevo-pizz-and-roll.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vityazevo-pizz-and-roll.ru»